Тернопільська Середня церква (1608)


Церковь Рождества Христова в Тернополе по мнению авторитетного источника «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» принадлежит к «лучшим произведениям подольской архитектурной школы XVII в.». Иными словами, объект вне всякого сомнения достойный. А если учесть тот факт, что практически вся старинная городская застройка прекратила своё существование в период Первой и Второй мировых войн, то начинаешь этот памятник архитектуры ценить вдвойне, втройне и так далее, ведь он каким-то чудом уцелел! Это один из немногих островков прошлого в городе, обезображенном войнами и безликой застройкой советских времён.

Поскольку в истории храма немало белых пятен, то захотелось понять, как именно изменился облик церкви за века. К тому же, судя по всему, не все понимают, что нынешнее сооружение и церковь, построенная в начале 17 века, весьма существенно отличались друг от друга. 

Итак, начинаем путешествие в прошлое…

2-ая половина 16 века – на месте каменного храма находится деревянная церковь. Как она выглядела нам неизвестно. Вероятно, это была вполне себе обычная церквушка. Однако Игорь Дуда считает, что уже этот храм (точнее – его колокольня) был приспособлен для «сторожевых» нужд. Что ж, вполне возможно, если учесть тот факт, что церковь была построена около городского вала. Именно как церковь у вала её и упомянули в документе 1566 года. К сожалению, нормально развиваться городу не давали периодически повторявшиеся татарские набеги. Вполне вероятно, что во время одного из таких набегов (в 1575-м или в 1589-м), деревянный храм прекратил своё существование. Можно допустить, что некоторое время на месте церкви было пепелище, но раз жизнь в городе продолжалась, то постепенно назрела необходимость восстановить храм…

Начало 17 века. Город находится под властью могущественного рода Острожских, представители которого, к тому же, были православными. Появился великолепный шанс возродить храм. Поскольку местоположение церкви не изменилось, то её чуть лучше приспособили для оборонных нужд, чем предыдущее сооружение, которое не прошло проверку временем. Новая церковь, построенная за 6 лет (1602-1608), была возведена из камня. Толстые стены, колокольня, выполнявшая функции оборонной башни и возможно какие-то другие, неизвестные в наши дни черты, намекали на то, что строение было приспособлено к уничтожению живой силы противника. Вероятно, территория вокруг церкви была обведена каменной стеной. 

Рядом с церковью находились Каменецкие ворота, и храм со своей оборонной оградой вполне мог использоваться в качестве удобной площадки для обстрела противника, как с внешней стороны городского вала, так и убиения тех удальцов, которые прорвались за линию городских укреплений. В сущности, церковь со своим охраняемым периметром играла роль крепости в внутри крепости, этакий отдельный изолированный очаг сопротивления. 

Об этом раннем периоде в истории храма «Памятники градостроительства…», да и все другие источники сообщают крайне скупо: «Первоначально было трехчастным, трехконховым с оборонной башней над притвором». Итак, имеем храм, состоящий из 3-х частей (притвор, неф, алтарь), 3 конхи и оборонную башню. Между прочим, описывая Воздвиженскую церковь, «Памятники…» акцентируют внимание, что церковь «отличается от культовых оборонных сооружений Подолья наличием полукруглой апсиды, восходит к древнерусским традициям». Однако если взглянуть на церковь Рождества Христова, то можно обнаружить, что у неё как бы тоже полукруглая апсида, да и конхи есть. Возникает вопрос, почему у церкви Рождества Христова не усмотрели признак «древнерусских традиций»? Ну да ладно, оставим эту загадку в стороне и вернёмся к оборонным элементам. 

Итак, построили в начале 17 века храм. Нижерасположенная модель утрированная: верхние ярусы над нефом и конхами могли быть совсем другими, но суть не в том. Главное, что оборонная суть видна. Есть башня, как главный щит, есть цельный образ сбалансированного строения. Крепко сбитое строение с толстыми стенами, которые некогда, наверняка, пронизывали бойницы. Красный прямоугольник над дверным проёмом колокольни – это та самая фундационная плита (на ней было записано, при каких обстоятельствах и при чьём покровительстве была построена церковь), о которой часто упоминают в описаниях храма. 


Ещё один ярус колокольни я показал, поскольку вполне вероятно, что он был. Деревянный или каменный – это уже другой вопрос.

Проходит некоторое время и храм перестают считать стопроцентно оборонным объектом, защиту Тернополя надёжно обеспечивают городские укрепления, потому начинается перестройка церкви. Как по мне, то в этот момент он начинает постепенно терять гармонию первоначального облика. А происходит следующее – к западному фасаду колокольни пристраивают массивную квадратную пристройку, новый притвор. Выполнял ли он оборонные функции или нет, мне не ведомо, но изуродовал он церковь весьма значительно. Мастер Леонтий, строивший храм в 17-м веке, наверное, был бы сильно удивлён:


К сожалению, не совсем понятно, когда у западного фасада церкви появился этот массивный нарост, но этом в отдельном посте написал ниже.

Далее (в 1709-м?) к притвору пристроили 2 башенки, которые Любомира Бойцун в книге «Тернопіль у плині літ» почему-то называет «бастионами». На самом деле, как я понимаю, это просто оформленные в виде башенок винтовые лестницы, связывающие этажи притвора. Никого оборонного значения они не имели. Церковь приобретает всё более экзотический вид:



Некоторое время обезображенный (как на мой взгляд) храм не трогали. Но поразительная тяга к обезображиванию и изменению облика станинных строений преподносит сюрприз в виде очередной перестройки. На этот раз к южной части храма (причём к самой его святой, алтарной, части) в 19-м веке примкнула 1-ярусная пристройка. Очередной нарост нанёс удар по гармонии сооружения строй церкви:



Как по мне, то церковь стала похожа на старинный якорь затонувшего корабля, якорь, обрастающий губками и кораллами, которые успешно скрывали своими бесформенными наростами первоначальную структуру строения:


Кстати, на этом история перестроек не заканчивается. Церковь продолжает видоизменять комплекс, например, в 2007-м нарастили высоту пристройки 19 века (новость по теме) и придали ей облик в традициях евро-ремонта:


Или когда в 2009-м (новость по теме) была частично разобрана стена притвора, демонтирована старинная боковая дверь, а всё для того, чтобы при помощи многотонного камня создать инсталляцию в память жертв голодомора. Нет, конечно, цель благая, но церковь-то уродовать зачем? 

Немає коментарів:

Дописати коментар